Из опыта работы .

«На  пороге будущего.    Информатизация  в  начальной  школе»

Ясиновская И.Н., Брыкина Н.А.

Аннотация

 Как сделать  процесс обучения увлекательным и эффективным? Как  повысить  интерес  к  учению? В  нашей  статье  мы расскажем, как  пробудить  в детях  любопытство  и  неугасаемое желание  удивляться, используя  новые  формы  обучения на основе компьютерных технологий.

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической  и  социальной  инфраструктуры, важнейшим  стратегическим  ресурсом становится информация, поэтому  современные информационные технологии являются не только  важнейшим фактором жизни общества, но и средством повышения  эффективности  всех  сфер общественной деятельности, в том числе и  образования. В связи с этим необходимы новые подходы к обучению,  новая  школа - «Школа будущего»…В кабинете совсем нет обычного  школьного  мела. Нет и привычной классной доски - она превратилась в  интерактивный  экран, на котором  учащиеся  могут  писать  прямо   со  своих  мест. В результате привычноеое «к доске  пойдет…» вовсе не  услышишь. Интересно? Еще бы! Да и какая экономия времени!

Соответственно и рабочее место каждого учащегося выглядит совершенно  иначе: поверхность  парты – интерактивный дисплей с уже  встроенной клавиатурой и мышкой. Какая взлетная полоса для творчества! Для каждого педагога важно увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. «Пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно». Попробуем создать условия  для  исследования? В  классе нет обычных учебников. Вместо них  -  мультимедийные учебные пособия и специализированные базы данных,  в которых можно посмотреть видеозаписи экспериментов, анимированные  модели явлений, совершить, виртуальные  путешествия по истории,  заглянуть в самые  далекие уголки земного шара, увидеть весь мир, не  выходя  из   класса. В  этом  классе и  парты стоят по-иному: вместо  традиционной  фронтальной  расстановки – круг, больше соответствующий свободному обмену  мнениями, диалогу, ведению  конференций, диспутов. Весь этот класс предназначен не для фронтальных, а для групповых  форм обучения, для реализации  проблемно-поисковой активности  учащихся. Однако учитель здесь все-таки есть, но его роль в корне изменилась: он не лектор, а менеджер  учебного процесса, организующий учебное взаимодействие и  самостоятельную учебную деятельность детей. Согласитесь, мы  уже  стоим на пороге будущего. Многие школы оснащены современными  техническими средствами: компьютеры, интерактивное и мультимедийное  оборудование, электронные библиотеки. Еще один шаг – и «Школа будущего» станет  реальностью. Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам. Мы постараемся убедить Вас в эффективности использования новых технологий и нового оборудования в школьном обучении. В нашем лицее  появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением SMART-досок и мультимедийных  комплексов. Электронная доска SMART помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.Дети с энтузиазмом бегут к доске «передвигать» пальцем предметы и слова, строить геометрические фигуры, чертить схемы к задачам, писать маркерами, стирать с доски.   Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы. Освоение  программы  Power Point, даёт возможность использования  презентации на разных этапах урока. Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.Таким образом, объяснение материала с использованием SMART-технологий позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Конечно, применение ИКТ-технологий  учителем начальных классов не должно и не может быть самоцелью модернизации начального образования. Недопустимо, чтобы основную часть времени младшие школьники проводили за компьютерами, а разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом сводились к минимуму. Одним из средств сохранения баланса между использованием современных технических средств в обучении и традициями начального образования является технологическая культура учителя. Она определяет то, как, каким образом, с помощью чего достигается результат, отвечает на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?» Опыт работы показывает, что такой комплексный подход к обучению воспитывает самое главное- желание учиться, усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся,  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность. При этом повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация),расширяется возможность самостоятельной деятельности, формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. Настанет  новый день. Каким он будет?  Какими войдут в класс ученики? Мы  уже видим  пытливость в их глазах, неугасаемое  желание удивляться. И это главное, ведь «удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка к любознательности, любознательность – дорога к знаниям».