Лицей №11 Неофициальный сайт

 

Рассказ «Самая благородная профессия»

 

 

 

 

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным .

Л.Н. Толстой.

                                                 

        Иногда в жизни случаются события, которые оставляют особый след в памяти человека, может быть, меняют его мировоззрение. Для меня таким событием стало знакомство с биографией отнюдь не рядового человека -   Януша Корчака. Я уже давно размышляла о выборе профессии. А судьба этого человека заставила меня всерьёз  задуматься о работе учителя. Впечатление от прочитанного было настолько сильным, что мне не терпелось поделиться этим со своей лучшей подругой Олесей. И однажды на прогулке мы разговорились.

- Олеся, а кем бы ты хотела стать в будущем?                                                                               

- Ну, не знаю. Наверное, ветеринаром, я ведь с детства люблю животных.

- А как ты относишься к профессии учителя?

- Ну, нет! Проверять тетрадки, «воевать»  с хулиганами, каждый день готовиться к урокам - это так сложно! И к тому же очень скучно.

- Я тоже так думала. А недавно моё мнение изменилось. Но я боюсь, что не справилась бы с ролью учителя…

- Да перестань! Ты всегда хорошо  училась. У тебя всё получится.

- Дело не в этом. Ведь учитель не только обучает детей грамоте. Он должен быть также наставником, воспитателем и беззаветно любить детей. И я рассказала Олесе историю о взволновавшей меня судьбе Януша Корчака.  Этот человек был известным польским писателем и общественным деятелем. Он вырастил несколько поколений польских воспитанников, руководил домом для детей польской бедноты, растил еврейских сирот. Во время оккупации фашистами Польши над его воспитанниками нависла смертельная угроза. "Дом Сирот" вместе с Корчаком и его восемью сотрудниками  гитлеровская администрация целиком переселила в гетто. Польские воспитанники и бывшие коллеги неоднократно подготавливали Корчаку побег из гетто, но он отказывался: разве мог бы он жить с сознанием, что покинул детей в минуту их смерти...                                                    

«…"Что это?!" - крикнул комендант. "Корчак с детьми", - сказали ему... Когда дети уже были в вагонах, комендант спросил Корчака, не он ли написал "Банкротство маленького Джека". "Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?" - "Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться..." - "А дети?" - "Невозможно, дети поедут". - "Вы ошибаетесь, - крикнул он, - вы ошибаетесь, дети прежде всего!» - и захлопнул за собой дверь вагона.» 

 6 августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками "Дома Сирот" в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке.                                                   

Вот что значит быть настоящим учителем - быть человеком, который не просто даёт знания и умения, но и является нравственным наставником, причастным именно к высшим ценностям: истине, добру и красоте. Эти ценности он демонстрирует, пропагандирует, этим ценностям он обучает.  Профессия учителя  требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Она обязывает быть ответственным по отношению к своим ученикам. Л.Н.Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь два качества: большие знания и большое сердце. Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых просто может забыть. Но только не учителя. Поэтому так важно, чтобы этот образ остался в памяти светлым и добрым.    

           Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след, но как же он важен! Во всех достижениях знаменитых людей, прежде всего, есть заслуга учителей. Это они вкладывают свой непомерный труд в каждого из нас. Уже своей жизнью учат детей добру, служению людям, справедливости.  Профессия учителя названа самой благородной. И это на самом деле так. Потому что, какой бы предмет ни преподавал, он должен направлять чувства и ум ученика на хорошее, помогать развернуться способностям. Нужно чаще говорить спасибо тем, кто изо дня в день готов трудиться для нашего же образования, ради нашего будущего.

            Высказав свои мысли вслух в разговоре с Олесей, я окончательно решила, что буду учительницей. Хочется и самой побольше узнать, и детей научить быть добрыми, вежливыми, уважительными по отношению к старшим. Я мечтаю, чтобы со временем я стала преподавателем, которого любили бы ученики, уважали родители, с которым бы и после окончания  ученики не только здоровались,  но и охотно рассказывали о своей жизни.

- Да…Действительно, учитель не может быть скромным ремесленником. Он должен быть Учителем с большой буквы,- задумчиво сказала Олеся.

- Конечно. И у меня ещё есть время всё обдумать.

И мы уже молча продолжили свой путь по знакомым улицам города.