Результаты 2009-2010 учебного года

  ОЭП "Формирование научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея".  

Актуальность  выбранной темы  инновационного проекта обусловлена  необходимостью разрешения противоречий  социального, теоретического и личностного характера,   формирования личности, знающей  методологию, специфику и технологию научного экспериментирования и исследовательского поиска, способной заниматься   научно-исследовательской деятельностью,      в ходе которой,  заложенные от природы потребности  учеников в поиске решения возникающих задач, приобретают характер научного познания действительности.       Научно-исследовательская  деятельность предоставляет значительные возможности для саморазвития личностного потенциала,  является одним из основных условий достижения высокого качества образования.

Объект исследования: научно-исследовательская  культура учащихся.
Предмет исследования: процесс формирования научно-исследовательской культуры учащихся  в условиях образовательного пространства лицея.
Цель эксперимента: создание условий формирования научно-исследовательской культуры учащихся в образовательном пространстве лицея. 
Задачи:
1.Выявить особенности проявления научно-исследовательской культуры учащихся лицея.
2.Проанализировать возможности  интегративных сред образовательного пространства лицея   для    формирования научно-исследовательской культуры учащихся.
3.Разработать и экспериментально обосновать педагогический   механизм формирования научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что научно-исследовательская культура  учащихся   формируется в  образовательном пространстве  лицея  при соблюдении следующих условий:
-обеспечение   функционирования интегративных сред пространства лицея;
-разработка и внедрение в практику работы  специального теоретического  спецкурса, формирующего научно-исследовательскую компетентность лицеистов;
-осуществление интеграции    общего, среднего специального, высшего  и дополнительного образования, способствующей преемственности данных образовательных систем в формировании  научно-исследовательской деятельности  лицеистов и обеспечивающей выбор ими различных форм участия в  научно-исследовательской деятельности, представления ее результатов.      
Методы исследования:
-общенаучные:  анализ и синтез; сравнение; индукция и дедукция; лонгитюдный;
-социологические: анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг;
-социально-психологические: тестирование; математической статистики: количественная и качественная обработка экспериментальных данных, анализ результатов эксперимента, регистрация, ранжирование, шкалирование, корреляция;
-конкретно-научные: теоретические (анализ научной литературы, нормативно-правовой документации по теме эксперимента,  продуктов деятельности; построение гипотез; прогнозирования; моделирования); эмпирические (наблюдение; педагогический эксперимент, изучение и обобщение   опыта,  полученного в ходе эксперимента).

Этапы эксперимента 

I этап

Констатирующий этап исследования: 09.2008-12.2008 
1. Изучение научно-методической литературы по теме ОЭП.
2. Формирование нормативной базы для проведения эксперимента.
3. Ресурсное обеспечение проекта: кадровое, материально-техническое.
4. Проведение системной диагностики.
5. Формирование мотивационной и профессиональной готовности педагогов к  реализации инновационного  проекта ОЭП через систему обучающих семинаров,  психологических тренингов, создание и сопровождение индивидуальных   творческих проектов. 6. Выявление особенностей проявления научно-исследовательской культуры  учащихся лицея.
7. Анализ возможностей  интегративных сред образовательного пространства лицея  для    формирования научно-исследовательской культуры учащихся.
8. Разработка педагогического   механизма формирования научно-исследовательской   культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея.

II этап
Формирующий эксперимент: 01.2009-03.2011

1. Мониторинг. 
2. Ресурсное обеспечение проекта: финансовое, научно-методическое, информационное.
3. Определение  критериев уровня сформированности  научно-исследовательской  культуры лицеистов.
4. Отработка всех элементов управляющей и управляемой систем.   Составление перспективного плана научно-методической  деятельности учителей и   учащихся.
5. Организация работы  ВТК   по различным направлениям реализации эксперимента.
6. Разработка системы и реализация психолого-педагогического сопровождения   лицеистов в условиях реализации эксперимента.
7. Экспериментальное обоснование педагогического   механизма формирования   научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея.
8. Подготовка и  проведение педагогических советов, научно-практических    семинаров, педагогических чтений, методических оперативок  по проблеме  проекта. 
9. Мотивация и стимулирование учителей и учащихся в процессе  исследования.

III этап
Рефлексивный этап эксперимента: 04.2011-09.2011

1. Итоговая диагностика, мониторинг, самоэкспертиза и самоанализ конечных   результатов.
2. Рефлексивный анализ лицеистами собственных достижений
3. Научно-практическая конференция по обобщению результатов осуществления   программы эксперимента
4. Обобщение, распространение опыта.
5. Подготовка методических рекомендаций, разработок, публикаций по заявленной  проблеме.
6.Оформление результатов  исследования.

 

 Результативность.

1.Сформирована  нормативно-правовая база     инновационного проекта:    
Положение о временном творческом коллективе учителей
Положение о  научно-методической  комиссии
Положение о научно-методическом совете
Положение о научном обществе учителей  и  лицеистов
Положение   об   организации информационного обеспечения  образовательного процесса
Положение об экспертном совете
Положение об учебно-научно-профориентационном комплексе

2.Ресурсное обеспечение проекта.

2.1.Определен состав участников эксперимента: директор, заместители директора, руководители НМК, МКИТ, кафедры «Одаренные дети», МО учителей, педагоги  и учащиеся   лицея, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью.
Экспериментальный объект: группа детей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью – НОУЛ.
Контрольный  объект:  8-г класс.
Руководитель эксперимента:  научно-методический совет  «МОУ лицей № 11 г. Шахты Ростовской области».
Научный консультант эксперимента: Рудь М.Г., директор МОУ лицей № 11, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарно-педагогических дисциплин ШФ ЮФУ.
2.2.Распределены функциональные обязанности всех лиц, участвующих в опытно-экспериментальной работе или привлекаемых к ней.
2.2.1.Функции директора  лицея:
           научное консультирование.
2.2.2.Функции заместителей директора по  УВР, ВР:
 подготовка  педагогических советов  по  теме эксперимента;
 организация работы  ВТК   по различным направлениям реализации эксперимента;
обеспечение условий реализации продуктов деятельности   учащихся  на лицейском, городском, областном и федеральном уровнях.
2.2.3.Функции НМС:

общее руководство реализацией проекта;
определение приоритетных направлений исследования;
апробация новых педагогических технологий в  рамках формирования научно-исследовательской культуры учащихся лицея;
координация действий учителей, работающих  лицеистами, участвующими в эксперименте;
подготовка методических рекомендаций;
осуществление контроля качества реализации  проекта.
2.2.4.Функции руководителей кафедры «Одаренные дети», НМК, МКИТ, МО:

консультирование  учителей  по вопросам экспериментальной работы;
подготовка и  проведение   научно-практических семинаров, конференций, педагогических чтений,  методических оперативок  по проблеме проекта; 
разработка методических рекомендаций по   теме эксперимента;
оформление результатов  исследования;
обобщение и систематизация результатов работы.
2.2.5.Функции  учителей, работающих  в рамках эксперимента:
выявление учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности;
организация и проведение индивидуальных и групповых занятий;
подготовка   детей, участвующих в исследовании, к мероприятиям различного уровня;
разработка индивидуального направления деятельности;
>вовлечение в работу  научного общества  лицеистов;
мониторинг развития учащихся, результативности  деятельности;
творческие отчеты;
подготовка материалов и методических рекомендаций для работы с   учащимися, занимающимися научно-исследовательской деятельностью.
2.2.6.Функции педагога-психолога:

выявление учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности;   
проведение диагностических исследований;

оформление   характеристик  учащихся, участвующих в эксперименте;
психологическая поддержка учителей и учащихся, участвующих в эксперименте;
психологическая подготовка   учителей  для работы  в рамках эксперимента.
3.Проведена  системная диагностика.

Уровни формирования научно-исследовательской культуры:
Низкий – 32 %
Средний – 52 %
Высокий – 16%
4.Сформулированы критерии оценки ожидаемых результатов.

4.1.В содержательном аспекте:
приведение содержания  научно-исследовательской деятельности в соответствие с запросами общества, с одной стороны, и личности, с другой.
разработка  теоретического  спецкурса, формирующего научно-исследовательскую компетентность лицеистов;
4.2.В технологическом аспекте: создание и освоение новых технологий, методик,   позволяющих существенно повысить ресурс  научно-исследовательской деятельности, эффективности усвоения научных знаний, логики научного исследования;
4.3.В организационном аспекте: 

-создание педагогического механизма формирования научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея системы,
-построение интегративной системы, создающей условия для раскрытия творческого потенциала личности каждого участника педагогического процесса;
-реализация инновационных подходов в управлении  научно-исследовательской работой и в лицее;
-создание в  лицее  интеллектуальной, ценностно-ориентированной, информационной среды пространства;
-повышение уровня готовности  лицеистов к  научно-исследовательской деятельности;
-создание эффективно действующей, оптимальной структуры научно-методической сети, максимально ориентированной на решение задачи  формирования научно-исследовательской культуры лицеистов.
4.4.В личностно-психологическом аспекте:

-значительное повышение уровня общей, научно-исследовательской культуры,    конкурентоспособности, психологической устойчивости лицеистов;

-повышение  интеллектуального    потенциала личности.
5.Осуществлен прогноз:

5.1. Положительных результатов эксперимента.

Основными  достижениями  коллектива  педагогов  и учащихся  лицея в  процессе  формирования научно-исследовательской культуры   следует считать:
–оптимальную структурную организацию  научно-исследовательской  деятельности  и ее поддержку со стороны администрации;
–создание педагогических условий  формирования научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея;
–высокий уровень научно-исследовательской   культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея за счет  внедрения в практику работы педагогического  механизма формирования научно-исследовательской   культуры;
–результативность научно-исследовательской деятельности,  признанные достижения отдельных лицеистов в области научно-исследовательского творчества;
–возросшие показатели качества знаний учащихся, увеличение числа участников районных, городских, областных и российских конкурсов;
–эффективную систему учебных и внеучебных взаимоотношений педагогов и учащихся, между   учащимися;

–привлечение научных сил к руководству научно-исследовательскими работами лицеистов;
–эффективную  интеграцию    общего, среднего специального, высшего  и дополнительного образования, способствующую преемственности данных образовательных систем в формировании  научно-исследовательской деятельности  лицеистов.
Потенциалы и ресурсы развития научно-методической деятельности в  лицее связаны с развитием таких ее сторон, как:
–систематизация научно-методической работы, усиление взаимодействия структурных подразделений для достижения общей цели –  создание ценностно-ориентированного образовательного пространства     лицея;
–разработка критериев эффективности  научно-методической работы и отслеживание ее результатов с привлечением методов психолого-педагогической диагностики;
–организационная и содержательная поддержка самообразовательной работы  лицеистов в овладении системной научно-методической деятельности;
–расширение предметного пространства научно-методической работы за счет осуществления интеграции знаний различных наук в единые проблемные исследования;
–привлечение большего числа  лицеистов к проведению  научно-исследовательской работы,  как в рамках изучения  учебных предметов, так и осуществления оригинальных исследований;
–включение лицеистов в научно-исследовательскую деятельность   в соответствии с их научными интересами;
–организация индивидуальных консультаций, промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований лицеистов;
–редактирование и издание  ученических  научных сборников статей;
–стимулирование участия  лицеистов  в различных научно-исследовательских  конкурсах;

–максимальное использование интеллектуального потенциала работников высшей школы; 
–распространение опыта научно-исследовательской  деятельности учащихся среди учеников  лицея №11, города  Шахты,  Ростовской области  и Российской Федерации.
5.2.Потерь, возможных негативных последствий.

–потеря интереса и мотивации педагогического коллектива лицея к осуществлению эксперимента;
–потеря интереса и мотивации лицеистов к осуществлению научно-исследовательской деятельности
–нескоординированность действий, что может привести к нарушению целостности образовательного пространства, к дублированию функциональных действий;
–замедленная реализация механизма формирования научно-исследовательской культуры;
–замедленное развитие эксперимента.
5.3.Компенсационный механизм.
-поддержание интереса и мотивации педагогического коллектива, лицеистов;
-конструирование   индивидуализированного содержания научно-исследовательской деятельности, выявление индивидуальных образовательных продуктов;
-научно-методическое обеспечение реализации
-системный мониторинг и рефлексия экспериментальной деятельности;
-отслеживание динамики интеллектуального и личностного развития учащихся с помощью диагностических средств;
-помощь  ученику в  усвоении   алгоритма  научного познания;
-оказание практической помощи  лицеистам в проведении экспериментальной и исследовательской работы;
-структурное и содержательное упорядочение исследовательской работы, укрепление системы внутрилицейского взаимодействия учителей и учащихся.
 -ознакомление учащимися с новыми технологиями исследовательской работы   на уроке и во внеурочное время;
-осуществление педагогического  руководства научными исследованиями   на всех этапах выполнения работы;
-повышение уровня научно-методической компетентности учащихся лицея;
-укрепление прежних и создание новых традиций  лицея, отражающих развитие научно-исследовательского потенциала его сотрудников и учащихся (внутрилицейские конференции, защита творческих работ и др.);
-повышение уровня управленческой компетентности административной команды эксперимента;
-координация    деятельности   руководителей НОУЛ,   творческих и инициативных групп;
-своевременное принятие управленческих решений, связанных с реализацией механизма формирования научно-исследовательской культуры  лицеистов.
6.Функционирует  научное общество учителей и лицеистов «Мыслители».
     НОУЛ сегодня объединяет около 60 учащихся и учителей. 

 

Областная экспериментальная площадка «Формирование научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея»
2009-2010 учебный год.

 

Характеристика полученных результатов эксперимента 1. Определены ценностные ориентации личности и коллектива (этнокультурная самобытность, свобода и права личности, самоуважение, самостоятельность, ответственность, ценностное поведение)
2. Выявлена научно-исследовательская компетентность и научно-исследовательская рефлексия экспериментальных и проектировочных групп.
3. Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение лицеистов в условиях реализации эксперимента.
4. Создаются условия для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
5. Проведены научно-практические семинары: «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления», «Учебные компьютерные модели и программы: новое качество наглядности в обучении»; День науки с участием представителей ВУЗов, учреждений повышенного уровня по проблеме проекта.


Результаты Научные исследования в рамках НОУЛ «Мыслители»: «Удача на ЕГЭ в формулах теории вероятностей», «Интернет как современная форма взаимодействия в окружающим миром», «Эволюция образа вампира в англо-американской литературе», «Изучение влияния сотового телефона на организм человека», «Афганистан живет в душе моей».

 Кафедра «Одаренные дети». Исследовательские работы XXXV научно-практической конференции ДАНЮИ г. Ростов-на Дону. – г. Шахты, 2010г. – 151с.

Журнал «Лицеист»

 Глобальные проблемы человечества и научно-технический прогресс: сб. науч. тр./ Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск, 2010г. (Белая Д., Ходобин А.)

Галдавадзе С. Каждый правый имеет своё право. // Региональный журнал «Грушевский мост». – 2009 – 2010. – №5-6, с. 30-31.

 

Полученный тиражируемый продукт Кафедра «Одаренные дети». Исследовательские работы XXXV научно-практической конференции ДАНЮИ г. Ростов-на Дону. – г. Шахты, 2010г. – 151с. – 10 экземпляров.

 

Характеристика системы мониторинга реализации инновационного проекта Система мониторинга разработана в соответствии с направлениями реализации 2-го этапа экспериментальной работы и предполагает периодичность 2 раза в год.

1. Модифицированная методика изучения ценностных ориентации М. Рокича (определение ценностного выбора лицеиста и составление своего портрета на основе проранжированных ценностей, направленности личности, выявление ее идеала, отношения к коллективу, к делу, к себе),

2. Адаптированная к нашему исследованию методика В.И. Андреева «Карта педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности» (определение творческих способностей максимально стимулирующихся в условиях лицея, выявление уровня самооценки. С целью выявления достоверности тех или иных позиций были проведены интервью, беседы).

3. Метод независимых характеристик, герменевтические методы (устные обсуждения, анкетирование, графические изображения, рефлексивные ученические записи, игры, естественные и специально созданные ситуации).