Результаты
2009-2010 учебного года
ОЭП "Формирование научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея".
Актуальность выбранной темы инновационного
проекта обусловлена необходимостью разрешения противоречий
социального, теоретического и личностного характера, формирования
личности, знающей методологию, специфику и технологию научного
экспериментирования и исследовательского поиска, способной заниматься
научно-исследовательской деятельностью, в ходе которой, заложенные
от природы потребности учеников в поиске решения возникающих задач,
приобретают характер научного познания действительности.
Научно-исследовательская деятельность предоставляет значительные
возможности для саморазвития личностного потенциала, является одним из
основных условий достижения высокого качества образования.
Объект исследования: научно-исследовательская культура учащихся.
Предмет
исследования: процесс формирования научно-исследовательской культуры
учащихся в условиях образовательного пространства лицея.
Цель эксперимента: создание условий формирования
научно-исследовательской культуры учащихся в образовательном
пространстве лицея.
Задачи:
1.Выявить особенности проявления
научно-исследовательской культуры учащихся лицея.
2.Проанализировать возможности интегративных сред
образовательного пространства лицея для формирования
научно-исследовательской культуры учащихся.
3.Разработать и экспериментально обосновать
педагогический механизм формирования научно-исследовательской культуры
учащихся в условиях образовательного пространства лицея.
Гипотезой
нашего исследования является предположение о том, что
научно-исследовательская культура учащихся формируется в
образовательном пространстве лицея при соблюдении следующих условий:
-обеспечение функционирования
интегративных сред пространства лицея;
-разработка и внедрение в практику
работы специального теоретического спецкурса, формирующего
научно-исследовательскую компетентность лицеистов;
-осуществление интеграции общего,
среднего специального, высшего и дополнительного образования,
способствующей преемственности данных образовательных систем в
формировании научно-исследовательской деятельности лицеистов и
обеспечивающей выбор ими различных форм участия в
научно-исследовательской деятельности, представления ее
результатов.
Методы исследования:
-общенаучные: анализ и синтез;
сравнение; индукция и дедукция; лонгитюдный;
-социологические: анкетирование,
интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг;
-социально-психологические: тестирование;
математической статистики: количественная и качественная обработка
экспериментальных данных, анализ результатов эксперимента, регистрация,
ранжирование, шкалирование, корреляция;
-конкретно-научные: теоретические
(анализ научной литературы, нормативно-правовой документации по теме
эксперимента, продуктов деятельности; построение гипотез;
прогнозирования; моделирования); эмпирические (наблюдение;
педагогический эксперимент, изучение и обобщение опыта,
полученного
в ходе эксперимента).
Этапы эксперимента
I этап
Констатирующий этап исследования: 09.2008-12.2008
1. Изучение научно-методической литературы по теме ОЭП.
2. Формирование нормативной базы для проведения
эксперимента.
3. Ресурсное обеспечение проекта: кадровое,
материально-техническое.
4. Проведение системной диагностики.
5. Формирование мотивационной и профессиональной
готовности педагогов к реализации инновационного проекта ОЭП через
систему обучающих семинаров, психологических тренингов, создание и
сопровождение индивидуальных творческих проектов.
6. Выявление особенностей проявления
научно-исследовательской культуры учащихся лицея.
7. Анализ возможностей интегративных сред
образовательного пространства лицея для формирования научно-исследовательской
культуры учащихся.
8. Разработка педагогического механизма
формирования научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного
пространства лицея.
II этап Формирующий эксперимент: 01.2009-03.2011
1. Мониторинг.
2. Ресурсное обеспечение проекта: финансовое,
научно-методическое,
информационное.
3. Определение критериев уровня сформированности
научно-исследовательской культуры лицеистов.
4. Отработка всех элементов управляющей и
управляемой систем. Составление перспективного плана
научно-методической деятельности учителей и учащихся.
5. Организация работы ВТК по различным
направлениям реализации эксперимента.
6. Разработка системы и реализация
психолого-педагогического сопровождения лицеистов в условиях реализации эксперимента.
7. Экспериментальное обоснование педагогического
механизма формирования научно-исследовательской культуры учащихся в
условиях образовательного
пространства лицея.
8. Подготовка и проведение педагогических советов,
научно-практических семинаров, педагогических чтений, методических
оперативок по проблеме проекта.
9. Мотивация и стимулирование учителей и учащихся в
процессе исследования.
III этап
Рефлексивный этап эксперимента: 04.2011-09.2011
1. Итоговая диагностика, мониторинг, самоэкспертиза
и самоанализ конечных результатов.
2. Рефлексивный анализ лицеистами собственных
достижений
3. Научно-практическая конференция по обобщению
результатов осуществления программы эксперимента
4. Обобщение, распространение опыта.
5. Подготовка методических рекомендаций, разработок,
публикаций по заявленной проблеме.
6.Оформление результатов исследования.
Результативность.
1.Сформирована нормативно-правовая база инновационного проекта:
Положение о временном творческом коллективе учителей
Положение о научно-методической комиссии
Положение о научно-методическом совете
Положение о научном обществе учителей и лицеистов
Положение об организации информационного обеспечения
образовательного процесса
Положение об экспертном совете
Положение об учебно-научно-профориентационном комплексе
2.Ресурсное обеспечение проекта.
2.1.Определен состав участников эксперимента:
директор, заместители директора, руководители НМК, МКИТ, кафедры
«Одаренные дети», МО учителей, педагоги и
учащиеся лицея, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью.
Экспериментальный объект: группа детей, занимающихся
научно-исследовательской деятельностью – НОУЛ.
Контрольный объект: 8-г класс.
Руководитель
эксперимента: научно-методический совет «МОУ лицей № 11 г. Шахты
Ростовской области».
Научный консультант эксперимента: Рудь М.Г., директор МОУ лицей № 11,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарно-педагогических
дисциплин ШФ ЮФУ.
2.2.Распределены функциональные обязанности всех лиц, участвующих в
опытно-экспериментальной работе или привлекаемых к ней.
2.2.1.Функции директора лицея:
научное консультирование.
2.2.2.Функции
заместителей директора по УВР, ВР:
подготовка педагогических советов по теме эксперимента;
организация работы ВТК по различным направлениям реализации
эксперимента;
обеспечение условий реализации продуктов деятельности
учащихся на лицейском, городском, областном и федеральном уровнях.
2.2.3.Функции НМС:
общее руководство реализацией проекта;
определение приоритетных направлений исследования;
апробация новых педагогических технологий в рамках формирования
научно-исследовательской культуры учащихся лицея;
координация действий учителей, работающих лицеистами, участвующими в
эксперименте;
подготовка методических рекомендаций;
осуществление контроля качества реализации проекта.
2.2.4.Функции руководителей кафедры «Одаренные дети», НМК, МКИТ, МО:
консультирование учителей по вопросам экспериментальной работы;
подготовка и проведение научно-практических семинаров, конференций,
педагогических чтений, методических оперативок по проблеме проекта;
разработка методических рекомендаций по теме эксперимента;
оформление результатов исследования;
обобщение и систематизация результатов работы.
2.2.5.Функции учителей, работающих в рамках эксперимента:
выявление учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности;
организация и
проведение индивидуальных и групповых занятий;
подготовка детей, участвующих в исследовании, к мероприятиям
различного уровня;
разработка
индивидуального направления деятельности;
>вовлечение в работу научного общества лицеистов;
мониторинг
развития учащихся, результативности деятельности;
творческие отчеты;
подготовка материалов и методических рекомендаций для работы с
учащимися, занимающимися научно-исследовательской деятельностью.
2.2.6.Функции
педагога-психолога:
выявление учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности;
проведение диагностических исследований;оформление характеристик учащихся, участвующих в эксперименте;
психологическая поддержка учителей и учащихся, участвующих в
эксперименте;
психологическая подготовка учителей для работы в рамках
эксперимента.
3.Проведена системная диагностика.
Уровни формирования научно-исследовательской культуры:
Низкий – 32 %
Средний – 52 %
Высокий – 16%
4.Сформулированы критерии оценки ожидаемых результатов.
4.1.В содержательном аспекте:
приведение содержания научно-исследовательской деятельности в
соответствие с запросами общества, с одной стороны, и
личности, с другой.
разработка теоретического спецкурса, формирующего
научно-исследовательскую компетентность лицеистов;
4.2.В технологическом аспекте: создание и освоение новых технологий,
методик, позволяющих существенно повысить ресурс
научно-исследовательской деятельности, эффективности усвоения научных
знаний, логики научного исследования;
4.3.В организационном аспекте:
-создание педагогического механизма формирования
научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного
пространства лицея системы,
-построение интегративной системы, создающей условия для раскрытия
творческого потенциала личности каждого участника педагогического
процесса;
-реализация инновационных подходов в управлении
научно-исследовательской работой и в лицее;
-создание в лицее интеллектуальной, ценностно-ориентированной,
информационной среды пространства;
-повышение уровня готовности лицеистов к научно-исследовательской
деятельности;
-создание эффективно действующей, оптимальной структуры
научно-методической сети, максимально ориентированной на решение задачи
формирования научно-исследовательской культуры лицеистов.
4.4.В личностно-психологическом аспекте:
-значительное повышение уровня общей, научно-исследовательской
культуры, конкурентоспособности, психологической устойчивости
лицеистов; -повышение интеллектуального потенциала личности.
5.Осуществлен прогноз:
5.1. Положительных результатов эксперимента.
Основными достижениями коллектива педагогов и учащихся лицея
в процессе формирования научно-исследовательской культуры следует
считать:
–оптимальную структурную организацию научно-исследовательской
деятельности и ее поддержку со стороны администрации;
–создание педагогических условий формирования
научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного
пространства лицея;
–высокий уровень научно-исследовательской культуры учащихся в условиях
образовательного пространства лицея за счет внедрения в практику работы
педагогического механизма формирования научно-исследовательской
культуры;
–результативность научно-исследовательской деятельности, признанные
достижения отдельных лицеистов в области научно-исследовательского
творчества;
–возросшие показатели качества знаний учащихся, увеличение числа
участников районных, городских, областных и российских конкурсов;
–эффективную систему учебных и внеучебных взаимоотношений педагогов и
учащихся, между учащимися;–привлечение научных сил к руководству научно-исследовательскими
работами лицеистов;
–эффективную интеграцию общего, среднего специального, высшего и
дополнительного образования, способствующую преемственности данных
образовательных систем в формировании научно-исследовательской
деятельности лицеистов.
Потенциалы и ресурсы развития научно-методической деятельности в
лицее связаны с развитием таких ее сторон, как:
–систематизация научно-методической работы, усиление взаимодействия
структурных подразделений для достижения общей цели – создание
ценностно-ориентированного образовательного пространства
лицея;
–разработка критериев эффективности
научно-методической работы и отслеживание ее результатов с
привлечением методов психолого-педагогической диагностики;
–организационная и содержательная поддержка самообразовательной
работы лицеистов в овладении системной научно-методической
деятельности;
–расширение предметного пространства
научно-методической работы за счет осуществления интеграции знаний
различных наук в единые проблемные исследования;
–привлечение
большего числа лицеистов к проведению
научно-исследовательской работы, как в рамках изучения
учебных предметов, так и осуществления оригинальных исследований;
–включение лицеистов в научно-исследовательскую деятельность
в соответствии с их научными интересами;
–организация
индивидуальных консультаций, промежуточного и итогового контроля в
ходе научных исследований лицеистов;
–редактирование и издание
ученических научных сборников статей;
–стимулирование
участия лицеистов в различных научно-исследовательских
конкурсах;–максимальное использование интеллектуального
потенциала работников высшей школы;
–распространение опыта
научно-исследовательской деятельности учащихся среди учеников
лицея №11, города Шахты, Ростовской области и
Российской Федерации.
5.2.Потерь, возможных негативных последствий.
–потеря интереса и мотивации педагогического коллектива лицея
к осуществлению эксперимента;
–потеря интереса и мотивации лицеистов к
осуществлению научно-исследовательской деятельности
–нескоординированность действий, что может привести к нарушению целостности образовательного пространства, к дублированию функциональных действий;
–замедленная реализация механизма формирования научно-исследовательской культуры;
–замедленное развитие эксперимента.
5.3.Компенсационный механизм.
-поддержание
интереса и мотивации педагогического коллектива, лицеистов;
-конструирование индивидуализированного содержания
научно-исследовательской деятельности, выявление индивидуальных
образовательных продуктов;
-научно-методическое
обеспечение реализации
-системный
мониторинг и рефлексия экспериментальной деятельности;
-отслеживание динамики интеллектуального и личностного развития учащихся
с помощью диагностических средств;
-помощь ученику в усвоении алгоритма научного познания;
-оказание практической помощи лицеистам в проведении экспериментальной
и исследовательской работы;
-структурное и содержательное упорядочение исследовательской работы,
укрепление системы внутрилицейского взаимодействия учителей и учащихся.
-ознакомление учащимися с новыми технологиями исследовательской
работы на уроке и во внеурочное время;
-осуществление педагогического руководства научными исследованиями
на всех этапах выполнения работы;
-повышение уровня
научно-методической компетентности учащихся
лицея;
-укрепление прежних и создание новых традиций лицея, отражающих
развитие научно-исследовательского потенциала его сотрудников и учащихся
(внутрилицейские конференции, защита творческих работ и др.);
-повышение уровня
управленческой компетентности административной
команды
эксперимента;
-координация деятельности руководителей НОУЛ, творческих и
инициативных групп;
-своевременное
принятие управленческих решений , связанных с реализацией
механизма формирования научно-исследовательской культуры лицеистов.
6.Функционирует научное общество учителей и лицеистов «Мыслители».
НОУЛ сегодня объединяет около 60
учащихся и учителей.
Областная экспериментальная площадка
«Формирование научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея»
2009-2010 учебный год.
Характеристика полученных результатов эксперимента |
1. Определены ценностные ориентации личности и коллектива (этнокультурная самобытность, свобода и права личности, самоуважение, самостоятельность, ответственность, ценностное поведение)
2. Выявлена научно-исследовательская компетентность и научно-исследовательская рефлексия экспериментальных и проектировочных групп.
3. Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение лицеистов в условиях реализации эксперимента.
4. Создаются условия для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
5. Проведены научно-практические семинары: «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления», «Учебные компьютерные модели и программы: новое качество наглядности в обучении»; День науки с участием представителей ВУЗов, учреждений повышенного уровня по проблеме проекта.
|
Результаты |
Научные исследования в рамках НОУЛ «Мыслители»: «Удача на ЕГЭ в формулах теории вероятностей», «Интернет как современная форма взаимодействия в окружающим миром», «Эволюция образа вампира в англо-американской литературе», «Изучение влияния сотового телефона на организм человека», «Афганистан живет в душе моей». Кафедра «Одаренные дети». Исследовательские работы XXXV научно-практической конференции ДАНЮИ г. Ростов-на Дону. – г. Шахты, 2010г. – 151с.
Журнал «Лицеист»
Глобальные проблемы человечества и научно-технический прогресс: сб. науч. тр./ Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск, 2010г. (Белая Д., Ходобин А.)
Галдавадзе С. Каждый правый имеет своё право. // Региональный журнал «Грушевский мост». – 2009 – 2010. – №5-6, с. 30-31.
|
Полученный тиражируемый продукт |
Кафедра «Одаренные дети». Исследовательские работы XXXV научно-практической конференции ДАНЮИ г. Ростов-на Дону. – г. Шахты, 2010г. – 151с. – 10 экземпляров. |
Характеристика системы мониторинга реализации инновационного проекта |
Система мониторинга разработана в соответствии с направлениями реализации 2-го этапа экспериментальной работы и предполагает периодичность 2 раза в год.
1. Модифицированная методика изучения ценностных ориентации М. Рокича (определение ценностного выбора лицеиста и составление своего портрета на основе проранжированных ценностей, направленности личности, выявление ее идеала, отношения к коллективу, к делу, к себе),
2. Адаптированная к нашему исследованию методика В.И. Андреева «Карта педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности» (определение творческих способностей максимально стимулирующихся в условиях лицея, выявление уровня самооценки. С целью выявления достоверности тех или иных позиций были проведены интервью, беседы).
3. Метод независимых характеристик, герменевтические методы (устные обсуждения, анкетирование, графические изображения, рефлексивные ученические записи, игры, естественные и специально созданные ситуации).
|
|